Каталог
Главная
Каталог
Аноним
Профиль
Аноним
Email
Профиль
Профиль
Гараж
Избранное
Уведомления
Настройки
Выйти
Владимир Нод
132 года
Москва
5 мин назад
В гараже:  
Honda Steed, Honda Shadow 1100-1300, Triumph Tiger
Друзья
Сообщение
Honda Shadow 1100-1300
Подписаться
Бортжурнал
5
Доработки

Дополнительная электрика - что куда

Случилось так, что на момент покупки Сабли (мой мотоцикл) у меня в загашнике лежал пульт с кнопками небезызвестной фирмы Курьякун. Он на титульном фото. Если у вас, как и у меня, мотоцикл мощным пластиковым обвесом не обладает, при монтаже дополнительной электрики сразу возникнет вопрос - а куда девать кнопки, которые её включают? Курьякун сделали хорошее, изящное решение.. и воткнули галактический ценник на этот кусок железа с хромом и тремя кнопками. Мой вам совет - лучше закажите с алиэкспресс. Но мне эту штуку подарили, так что покажу я - на ней. Поскольку я за безопасность, главный вопрос, который надо решить:

Как не спалить ничего и сделать удобно?


Чтобы ничего не спалить лучший вариант - сделать отдельную проводку на все наши потребители. Так мы ничего не спалим в родной проводке. Но держать наши дополнительные цепи всегда под напряжением - вариант не из лучших. Тот же адаптер для USB в дежурном режиме тоже кушает. Немного, но за месяц от заряда АКБ ничего не останется. Можно было бы сделать кнопку, но вдруг вы забудете её выключить? Да и зачем, если есть реле!

Итак, наша проводка будет использовать:



  1. Свой общий предохранитель как можно ближе к плюсу аккумулятора дабы при любом повреждении мы сразу получили сгоревший предохранитель, а не локальный пожар.
  2. Реле, которое я заведу на замок зажигания чтобы как только я выключил его - у меня всё отключилось.

И чтобы всё это собрать нам будут нужны:



  • провода (желательно как минимум 2 цветов)
  • термоусадка (крайне нужная штука - надеваете заранее, скручиваете провода, надеваете сверху, проводите феном или зажигалкой и всё)
  • предохранители
  • колодки предохранителей
  • реле
  • колодка реле
  • кнопка/кнопки
  • клеммы для кнопок
  • клеммы для аккумулятора

Впрочем я обо всём этом ещё скажу


А теперь подробней.

Если вы ничего не шарите в электрике, хрен бы с ним - я объясню на пальцах. Потому что я тоже не сильно шарю. Представьте что ток это вода, которая течёт от плюса к минусу и что мы строим водопровод. Так, надеюсь, будет понятней. 

Я даю общую схему для моего частного случая. По ней мы и будем ориентироваться - можете открыть её в новой вкладке и поглядывать.

style=line-height:

Выглядит сложно? Это только пока.



Шаг 1

В нашей электрике шаг 1 - красный провод. Итак, от плюса аккумулятора мы забираем ток и сразу заводим его на предохранитель. Это нужно затем, чтобы если где-то дальше будет короткое замыкание, наш предохранитель пшикнул и ток перестал туда течь. В этом нам поможет набор начинающего радиоманьяка любителя (можно найти в автозапчастях или на рынках):

клемма: 

или

Разница только в том, что верхнюю удобней одевать и снимать, а нижняя - лучше фиксируется. Само собой учитывайте, что у болтов аккумулятора тоже есть диаметр - лучше глянуть заранее. Зачищаете провод, засовываете внутрь и зажимаете лапки специальным инструментом или пассатижами.

И предохранитель, лучше сразу с колодкой:



Его провод-кольцо можно разрезать как удобней - на равные или неравные по длине концы. Идеальный вариант это если предохранитель будет того же вида что и остальные у мотоцикла - так вам не нужно будет таскать с собой несколько видов.



Шаг 2

После того, как мы обезопасились от собственных кривых рук, сделаем автоматическое включение. В этом нам поможет обычное 4-контактное механическое реле от ВАЗ. Я даже не знаю его партномер или название - фразы 4-контактное реле обычно оказывалось достаточно.

К нему же рекомендую купить колодку - набор разъёмов, в который реле не воткнёшь неправильно. Так вы не запутаетесь, если отключите реле:


В колодке может быть даже 5 проводов - центральный 4-контактному реле не нужен.

Работает оно до безобразия просто - когда через 2 определённых контакта проходит ток, этот ток замыкает 2 других контакта, рассчитанных на бОльший ток. Это удобно - маленькие кнопочки включают мощные вещи. А в нашем случае это нужно затем, что замок не рассчитан на такой ток, который мы может быть будет использовать (не выдержит напор воды в нашем водопроводе).

Если вы в точности следовали моим советам и в руках у вас то же самое реле что и у меня, то контакты будут 30, 85, 86, 87 (там так и подписано). Пара 85 и 86 - это слабая пара, а 30 и 87 - сильная. Не знаю, почему именно так. Если у вас другие циферки - поищите в поиске или посмотрите на самом реле схему.

Соответственно реле мы должны подключить так:

87 - наш входящий провод от аккумулятора после предохранителя (напомню, в нашей схеме он - красный)

86 - наш выходящий провод слабой пары, его надо будет подключить к минусу (зелёный)

85 - наш входящий провод слабой пары, его нужно подключить к замку (тонкий красный)

30 - наш выходящий провод сильной пары - вот он-то и пойдёт на все потребители (оранжевый)

Сразу же дополню - как скрутить провода?



Если вы умеете работать паяльником - честь вам и хвала. Нет - можно просто сделать нормальную скрутку и закрыть термоусадкой - у меня всё это держится. 

Про скрутку можно долго спорить, но если вы пользуетесь ей, я рекомендую принцип бандажа:


В нашем случае (скорее всего у вас многожильные провода) это будет выглядеть так:

И закручиваете провода относительно друг друга. Не забудьте изолировать соединение.


Кроме того, возникает вопрос - а куда мы должны подключиться к замку?


Шаг 3

Чтобы подключиться к замку, нам придётся разыскать схему электрики мотоцикла или потыкать тестером. Наша цель - найти провод, на котором напряжение появляется при включении зажигания и пропадает - после его отключения.

- на схеме это обычно провод, который от замка зажигания идёт к коробке предохранителей. Если схема цветная, то у замка зажигания вероятно будет 3 провода - один из них к аккумулятору, а вот какой-то второй - нужный

- у моей хонды это красный провод с чёрной полосой

- если вы работаете тестером, выставите его в режим замера постоянного тока V= и одним щупом ткните в минус аккумулятора, а вторым - во все провода по очереди, аккуратно проткнув кончиком щупа изоляцию. Если вы угадали, тестер будет показывать 0 при выключенном зажигании и 12 - при включенном.

Извините, я не могу лучше объяснить, как подсоединить реле. Если вы так и не поняли, просто на шаге 2 поставьте кнопку, а лучше всё же - попросите кого-то из знакомых помочь с этим.

Когда вы нашли провод, всё что нужно - подключиться к нему не разрывая его то есть по сути - разветвить. Есть такая штука специалньая, называется разветвитель кажется:


Смысл в том что к неё вдевается 2 провода - старый и конец нового. После этого пассатижами вы её зажимаете, вставляя металлический ножичек и он остаётся внутри, соединяя 2 провода. И последним шагом вы захлопываете хвост чтобы оно не открылось. Удобно, но по идее их надо подбирать под толщину провода.

Альтернативное решение, если вы закупили термоусадки/изоленты а вот такую штуку не нашли:




Шаг 4

После того, как мы получили наш идеальный плюс, нам его нужно подключить к потребителям. Потребители могут быть самые разные:

- дополнительный свет

- музыка

- зарядное устройство

- видеорегистратор



И прочее и прочее и прочее. Принцип по сути везде одинаковый, но из-за того что я рисовал свою схему раньше у меня будет чуть сложнее чем надо. В целом порядок подключения такой - к нашему оранжевому плюсу мы подключаем один контакт кнопки, второй контакт кнопки мы подключаем к самому потребителю (к примеру - прикуриватель), а минус потребителя (на нашей схеме - зелёный) - либо к общему минусу, либо на минус АКБ, либо на раму. Дополнительно я бы рекомендовал ставить перед кнопкой отдельный предохранитель (у курьякунов он почему-то после кнопки, на схеме соответственно тоже) каждому потребителю. А то будет обидно если ночью в дождь из-за того что залило прикуриватель у вас сдохнет дополнительный свет.

О предохранителях - как правило у устройств есть заявленные данные, в том числе и о потребляемом токе. Так, если у вас зарядное устройство жрёт до 1 Ампера, ну и поставьте ему предохранитель на чуть больше (по моему они идут 1 2 5 10 15 и т.п.). А общий на всё - исходя из суммы всех отдельных. 


То есть если вы знаете что у вас свет ест 10 Ампер, зарядное для мобильника 1А и навигатор ещё 1А то вы легко поймёте, что всё вместе это больше 12 ампер есть не может и тот самый первый предохранитель достаточно поставить 15А.


Чтобы подключить потребителей, если кнопок у вас ещё нет, нам могут пригодиться:

Кнопка. Кстати третий, жёлтый контакт это (если верно помню) минус внутренней лампочки. Если подключить его к минусу, кнопка будет гореть когда включена.


Клемма для подключения провода к кнопке.



Альтернативный вараинт с алиэкспресса, уже с проводом:




Последний момент - у меня на схеме крестик в кружке - зарядное устройство. Поскольку я немного паранойик и решил подстраховаться, товарищ мне собрал стабилизатор напряжения на основе LM317 и когда я объяснял это в прошлый раз, я и дорисовал его туда. Это не обязательный элемент.


Шаг 5

Если потребителей несколько - возникает вопрос, как разделить 1 провод на несколько? Или, в случае с минусом, как собрать несколько проводов в 1. Кроме той штуковины, о которой я говорил в шаге с замком, есть ещё штука под названием клеммник. В частности, я нашёл весьма удобными клеммники Wago (хотя они вроде как под 220)


Открыли, вставили зачищенный (и скрученный, если он многожильный)  провод, закрыли.


Вот в общем-то и всё. По результатам этой работы у нас получится что при включении зажигания реле откроется, пропуская ток дальше. А при включении кнопки - цепь откроется полностью, пропуская ток на потребитель. В то же время если у вас есть что-то, работающее постоянно (к примеру видеорегистратор) кнопку ему можно не ставить - замок и реле выполнят всю работу. Так сделано и у меня.


Очень надеюсь, что по комментариям я смогу улучшить эту статью и сделать её ещё более понятной.



7
В начало
3
4
5
6
7
Дальше